- Гимн
- (греч. hymnus), торжеств, песнь в честь божества. В Греции ранней эпохи Г. (как и ном) был культовым пением или особой формой песни, позднее Г. выступал в различных жанрах: пеана (paian Г. Аполлону), дифирамба (dithyrambos — Г. Дионису), просодия (prosodion — песни процессий), пролога. Гимнам предшествовали заклинания духов, из них развились именные обращения — призывы к богам с последующими просьбами, которые выделялись среди эпич. произведений. Такими эпич. Г. вне культового контекста являлись гомеровские Г. в дактилич. гекзаметре. Культовые Г. исполнялись певцами в сопровождении кифары, причем слушатели подпевали окончание на манер припева; были известны также хоровые Г. (древнейший Г. элейских женщин). Из греч. Г. архаич. эпохи сохранились лишь фрагменты, например из Терпандра, Алкея, Пиндара. Встречаются Г. как составные части атгич. драмы классич. времени. Лучше сохранились образцы поэзии эпохи эллинизма и Империи (Каллимах, т. н. орфич. Г., Гораций — секулярные песни Carmen saeculare), среди которых впервые дошли до нас Г. с музыкальными нотами (дельфийские Г., Г. Месомеда). В раннем христианстве также имелись Г. во славу бога, позднее — Г. святым. Во время домашних молитв пели, постровидимому, в сопровождении кифары хвалебные песни, к ним относится первый сохранившийся христианский музыкальный памятник — Г. из Оксиринха. Создатель христианских Г. Амвросий ввел собств. метрич. Г. в форме строф (четверостишия ямбич. диметра) в порядок богослужения в Милане, благодаря чему он считается отцом церковного пения. В средневековье появились ритмич. Г. в рифмованных стихах. Они образовали обширный, почти необозримый жанр религиозной лирики. Наиболее значительными авторами Г. поздней античности наряду с Амвросием считаются Пруденций и Седулий, а также Венанций Фортунат, в раннем средневековье — Рабан Мавр. По форме и содержанию Ср.-век. Г. родственны секвенциям. В византийской церкви (как и в вост. нац. церквах) Г. считались отголоском небесного пения ангелов. Тексты дают свободные парафразы Библии, их стих строился по счету слогов, причем ударения стиховое и словесное совпадают. Г. были унисонными, исполнялись без сопровождения, но иногда пелись в антифонной смене двух полухорий.
Словарь античности. — Перевод с немецкого. М.: Прогресс. Лейпцигский Библиографический институт. 1989.